timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Петербург, сегодняшний закат и Измайловский собор

Измайловский проспект и собор на фоне заката
Сегодняшний закат на Измайловском проспекте (в том качестве, что позволяет мой телефон). Красота продолжалась около получаса. Сподвигла меня разузнать побольше об Измайловском соборе.

Название собора
Измайловским назван по полку лейб-гвардии, размещавшемся в этом районе. Первоначальным полковым храмом был деревянный храм, возведённый ближе к устью реки Фонтанки. Он был возведён в 1733 году, вскоре после прибытия полка в Петербург. Затем Измайловский полк переместился выше по течению и в 1756 году на месте нынешнего собора освятили возведённый там новый деревянный храм. Этот храм строили два года, нынешний же собор строили 7 лет, с 1828 по 1835 год. Архитектор Стасов родился в 1769 году, памятник ему (установленный в год двухсотлетия рождения, в 1969) стоит тут же возле собора.


Звёзды на куполах

Золотые звёзды на голубых куполах в проекте появились по указанию императора Николая I, в 1826 году. Звёзды шестиконечные. Каждая как бы состоит из двух равносторонних треугольников, один указывает вниз, а другой наверх. Как говорят неакадемические источники, это символ Христа, в котором соединилась божественная и человеческая природа.

Памятник «Воинской Славы» перед собором

На вершине колонны, по-моему, древнегреческая богиня Нике с венцом в руке. Это символ победы, в Древнем Риме её называли Викторией. По более серьёзному источнику (ссылка) на вершине колонны находится сама Слава.

Памятник воздвигнут в 1886 году в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой сражался и Измайловский лейб-гвардейский полк. Сама колонна, высотой около 30 метров, составлена из 140 стволов турецких пушек, отбитых в ходе этой войны. Ещё десять пушек с запаянными стволами до сих пор стоят на лафетах вокруг памятника. Калибр у них, на мой взгляд, около трёх дюймов, лёгкие такие пушечки.

Часовня на противоположном от собора углу проспекта

Часовня заложена в память о спасении императора Александра III в крушении поезда. Оно произошло в 1888 году в результате превышения допустимой для поездного состава скорости. Среди железнодорожников есть мнение, что такое пренебрежение к правилам развилось после передачи Александром-же всех железных дорог из собственности государства в частную собственность. После крушения, в котором император держал обвалившуюся крышу для спасения своей семьи, политика в отношении собственности на железные дороги была пересмотрена. Только недавно Российские железные дороги опять превратились в набор отдельных предприятий.

Вот так я чуть больше узнал о своём городском окружении и так я ещё раз убедился, как много мне, малокультурному, можно узнать интересного про Петербург, если даже мимолётное копание в интернете даёт плоды. Архитектурных памятников и скульптур тут настолько много, что в школах преподают МХК — Мировую художественную культуру. Много можно узнать — и это хорошо, это не путь в тупик. «Чем больше вы знаете, тем больше вам предстоит узнать», как написано на непамятнике сантехнику в Кемерово.
Tags: г. Санкт-Петербург
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments