timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Про хэллоуин, про оправдание зла


Вчера был Хэллоуин. В этот раз он меня почти не задел — и хорошо. Удручают меня такие темы как «Семейный праздник "Приключение ведьмочки на Хэллоуин"» или «Хэллоуин в библиотеке». Не та форма и не то содержание, чтобы веселиться.

Про форму я кратко думаю так: обычное веселье в Хэллоуин не есть самое ужасное, это в большой степени просто тусовка молодёжи — под макияжем зомби и вампиров живые молодые лица. Тусовки принимаются обществом и насаждаются властями — вот что удручает (в библиотеках, ага, семейный праздник). Праздники с таким содержанием не должны становится общепринятыми.

Пока и не стали. Но меня задевает то, что в Петербурге, в культурной столице, "праздник" тёмной силы продвигается с немалой силой. В целом же по России Хэллоуин не популярен, знаю об этом на примере славного города Глазова. Да и Интерфакс пишет: "Хэллоуин в Москве и Петербурге популярнее, чем в остальной России - опросы".

Хэллоуин бесполезен не только странной формой (маски нежити на юных лицах), но и тёмным содержанием. Про содержание и сакральное значение Хэллоуина предлагаю почитать написанную по горячим следам статью Анны Желонкиной (ниже). Содержание не благодатное, но надежда на лучшее у меня есть: популярность Хэллоуина в кругу моих знакомых вне Петербурга низка, а в Петербурге -- уменьшается. И я не верю словам "Рано или поздно Хэллоуин безусловно вытеснит аналогичный по духу русский праздник" с сайта http://topspb.tv. Они ошибаются в том, что "Как бы то ни было, на возможную инициативу запрета или замены Хэллоуина у молодежи ответ один -- буду тихонько праздновать". У меня ответ другой: лучше широко праздновать своё, чем тихонько -- чужое. Тем более злое.

ХЭЛЛОУИН — ОПРАВДАНИЕ ЗЛА

С каждым годом все большее количество людей в нашей стране празднует Хэллоуин. И если люди старшего поколения пренебрежительно фыркают или качают головой по этому поводу, то люди среднего возраста проявляют все большую толерантность. Молодежь же веселится вовсю: разрисованные, в костюмах ведьм и чертей, зачастую полуголые девушки и молодые люди зажигают в барах, устраивают соревнования. Одновременно с этим Хэллоуин, словно государственный праздник, отмечается в университетах, школах и даже детских садах. О чем это может говорить?

Праздник – это всегда соприкосновение с иной действительность, это разрыв привычного хода событий и вторжение в мир обыденный мира сакрального. Праздники вырывают человека из контекста повседневности и ставят его перед лицом вечности, задают ему вопросы о грехе, прощении, смысле и назначении своего существования. Каждый праздник – это возможность словно с высоты птичьего полета взглянуть на свой жизненный путь, оценить его и скорректировать. В этом смысле Хэллоуин не исключение. И у него тоже есть свое сакральное значение.

Главными темами Хэллоуина являются зло, оккультизм, смерть, монстры: люди наряжаются в ведьм, чертей, вампиров, в тыкве вырезается жуткий, нечеловеческий оскал. Проводятся конкурсы на самую страшную тыкву, самый пугающий костюм, каждый стремится перещеголять другого в создании кошмарного образа.


Для тех, кто отрицает существование ведьм и привидений, Хэллоуин не является в прямом смысле страшным. Кроме того, в пользу Хэллоуина выдвигается аргумент шуточности: «Не стоит относиться к нему слишком серьезно и искать в нем какой-то мрачный подтекст. Лучше просто весело и непринуждённо праздновать Хэллоуин, развлекаясь от души!». Но о какой душе может идти речь и что значит для человека нарядиться в костюм ведьмы, вампира или монстра? Вот честно, скажите, хотелось бы вам, чтобы ваши дети (начиная с семейного праздника) хотели стать нечистой силой? Под шуточками есть нечто серьезное.

Каждая фигура из мира нечисти представляет собой персонификацию того или иного аспекта зла. За каждой из них прячется вполне определенное и объективно существующее качество человеческой души: оборотень – это обман, двуличие; вампир – хладнокровное и безжалостное использование другого в своих целях, часто авторитаризм. Ведьма означает женскую разрушительность, козни, сплетни, вражду; черти символизируют низкие и мелочные интересы, предательство; а так популярные ныне зомби выражают идею тотальной отчужденности от своей человеческой природы, бессмысленность собственного существования. Если понаблюдать за тем, кто в какого персонажа наряжается, мы обнаружим, что каждый выбирает костюм «по себе», т.е. того героя, черты которого находят отражение в его собственной душе. Так, человек, склонный подавлять и унижать других, скорее выберет костюм вампира, нежели привидения или черта. Неуверенный в себе нарядится привидением, а страдающая от одиночества девушка – утопленницей.

Примерка на себя образа дьявольского персонажа дает возможность «насладиться» находящимся в собственной душе злом, представить его в полной мере реализованным и вжиться в эту роль. Происходит это совершенно неосознанно, а если какой-то неприятный осадок все же остается, то громкие крики, мол, «мы тут весело отрываемся», его полностью забивают. И это имеет далеко идущие последствия: раз за разом проигрывая роль вампира или оборотня, человек все более укореняет в себе собственные злые черты, смиряется с ними, взращивает их. Видя же своих друзей переодетыми в соответствующие костюмы, человек примиряется со злом вокруг.
Репа на Хэллоуин

Можно сказать, что Хэллоуин – это не просто праздник зла, это легитимация и культивирование зла. В этот день не открываются могилы и из них не выходят покойники. Нет, все проще. В этот день реального зла – жестокости, бессердечия, эгоизма, издевательства, высокомерия, предательства и проч. – становится больше. А любви, сердечности, искренности и доброты – меньше.
Tags: регресс
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments