timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Открывая русскую культуру: композитор Свиридов и поэт Есенин

2015.02.23 Есенин, Свиридов
20 февраля в филармонии Санкт-Петербурга играли музыку Свиридова, в честь 100-летия композитора. В начале было кратко сказано, что Свиридов вдохновлялся стихами Есенина, а затем долго говорилось, что Есенин не принял Советский Союз. Так советского композитора записывали в антисоветчики. Неправда.

Вечер памяти был организован как концерт-открытие Великопостных концертов, т.е. в основном для православной публики. Намёки о советских композиторах-антисоветчиках на концертах для православной публики не способствуют естественному синтезу православия и коммунизма. Намёки такие только ухудшают способность нашей страны противостоять давлению нынешних дней. Дело в том, что и коммунизм, и православие сходны как минимум одной чертой и черта эта очень актуальна сейчас, когда нам объявлена холодная война со стороны Запада. Стравливание же сходных сил между собой, намёками или чем ещё (читайте у savvateev_den), ослабляет их обоих.

Одно из сходств православия и русского опыта построения коммунизма в том, что Россия является удерживающим мир от падения в бездну пределом. Русский коммунизм на семьдесят лет спас мир от капитализма, перемалывающего людей тогда и сейчас. Православие же является примером христианской веры, не принимающей навязываемые сейчас извращения человека, созданного по образу и подобию Бога. В целом же, убеждён, Россия — это последняя надежда человечества.

Поэт Сергей Есенин
В свою очередь одна из надежд России на восстановление своего величия лежит в русской культуре. В культуре русской, выросшей в советскую, в основном не развившуюся дальше (до сих пор на Новый год делают Голубой огонёк, причём всё тошнотворнее, читайте ilya_yu). Сергей Есенин (1895–1925) творил как в дореволюционное время, так и как раз в то послереволюционное время прорастания советского из русского. Это было сложнейшее время. В один из временных периодов Есенин не верил в советскую власть, этот период и был вытащен из ряда остальных во вступлении к концерту.

Во вступлении зачитали фрагменты из дневников поэта, взятые в районе 1919 года. Про Русский мир, которому наступает погибель. Нужно ещё разбираться (сходу в интернете не нашёл этих дневников), что он имел в виду под "Русским миром". Может быть, общественную организацию, а не Россию (см. «Как царская охранка в 1915-16 годах в лице Клюева и Есенина создавала "Русский Мiр"»).
Тезис о том, что Есенин не принял революцию, имеет под собой почву. Да, действительно, был период у Есенина, когда он сомневался в том, что советский строй несёт благо деревне, людям.

Вот отрывок из стихотворения 1921 года:
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.


В дальнейшем же поэт принял советскую власть. Есенин написал цикл стихов «Русь советская», вот отрывок из заглавного стихотворения цикла:

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
1924


Т.е. интернационализм (мир во всём мире), в победу которого верили в России в 1924 году, не смутил бы поэта продолжать славить Русь. И я его за это уважаю. Видно же сейчас, что до мира во всём мире далеко. Нужно такое упорство, какое проявил Есенин в этом стихотворении, чтобы всё-таки добиться этого мира.

Композитор Георгий Свиридов
Свиридов же действительно вдохновлялся стихами поэта. Он написал «Поэму памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра, которую мы с товарищами и слушали в тот вечер.

Описание с сайта belcanto.ru:
Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — аналог симфонического адажио, пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси.

Музыку словами не передать так, как стихи. Тем более мне, не имеющему музыкального образования. Но скажу, что меня восхитило: как музыкой была передана тяжёлая поступь железного гостя в «Я последний поэт деревни». Какие сильные и ритмичные взмахи представлялись при исполнении части по стихотворению «Молотьба». Как ясно представила музыка и хор картину озябших воробьёв, греющихся у окна и видящих весну во сне («Поёт зима — аукает»).

Исполненное «Я последний поэт деревни» своей первой строфой для меня теперь символизирует Есенина и Свиридова как гениальных представителей русской культуры.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.


Из Свиридова исполняли в тот вечер ещё и его музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Самая знаменитая картина, которую даже я слышал — это первая, «Тройка».
Пшеничников В. С., «Тройка», 1950

Описание с сайта belcanto.ru:
№ 1, «Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

Заключительный № 9, «Зимняя дорога», возвращает слушателя к первому образу — тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь.

Из знаменитых произведений не было исполнено то, что все вы знаете. И это огорчительно — это не полное представление творчества Свиридова.

Полностью верю и согласен со словами Л. Поляковой с сайта belcanto.ru:
Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. ...Важная особенность свиридовского искусства — его «сверхисторичность»... Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Зал слушал музыку внимательно. Аплодисменты были не дежурными. Но хлопали сидя, а «Браво!» кричали только несколько человек. Сильнее был бы энтузиазм слушателей, если бы была исполнена вот эта композиция, та самая, которую все в России знают?

Окончание сюиты «Время, вперёд!» Свиридова — http://www.youtube.com/watch?v=GcfK_YH-MBo

Думаю, да, сильнее.

В общем
До вечера в честь 100-летия композитора Свиридова я не знал его произведений. Отрывок из «Время, вперёд!» слышал лишь как заставку к телепрограмме «Время» (посмотреть на варианты заставки можно тут), а «Тройку» и «Зимнюю дорогу» вообще слышал в переработанном виде в компьютерной игре. Ни там, ни там не говорилось, что это Свиридов. Теперь же это имя для меня не пустой звук и я могу ответить на такую попытку принизить русскую культуру: «Что хорошего было в СССР? Ничего! Вот и Есенин не принимал советский строй, его убили!» Есенин, русский поэт, принял советский строй. Свиридов вдохновлялся русскими классиками, в том числе и Есениным. Советское по факту есть продолжение русского, так как творил Свиридов в советское время (Сталинская премия, выданная ему в 1946 году, говорит сама за себя). Нельзя выкидывать советский период из истории. Советское — это русское.

PS. Вчера было 23 февраля. Для сохранения советского периода в истории нужно помнить, что это День Советской Армии и Военно-Морского флота, а не только День защитника Отечества.

PPS. В комментариях отметили произведения Свиридова, о которых я не упомянул: цикл романсов на стихи Есенина «Отчалившая Русь»; «Патетическая оратория» на стихи Маяковского, содержащая части «Наша Земля» и «Здесь будет город-сад»; «Весенняя кантата» на слова Некрасова; «Песнопения и молитвы».

Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments