timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Так скучно офицеры жили, что дуэли разрешили


Это я посмотрел фильм «Поединок» 1957 года по повести Куприна 1904 года. 20 мая 1894 года император Александр III указом разрешил дуэли между офицерами. Сторонники этого считали, что только смертью можно искупить обиду от, например, удара в лицо по пьяни и что от указа престиж офицерства поднимется.

Мнение сторонников излагаю по фильму и по краткой исторической справке от Иванова Игоря Борисовича, председателя Русского Обще-Воинского Союза (источник).

Я же сам считаю дуэли в том формате, как показано в фильме, чрезвычайно вредным явлением.

Про поединки и ответственность за свои поступки
Что такое дуэль XIX века? Два человека становятся метрах в 30 друг от друга и начинают сходится. Стреляют тогда, когда посчитают расстояние достаточным. Тот, в кого попала пуля, обычно не жилец — т.к. пуля тогда была похоже больше на круглую пулю для сегодняшнего дробовика, чем на пистолетные 6 грамм.
Чем совершеннее пистолет, тем дуэль бессмысленнее. Современный норматив для пистолетной стрельбы в армии таков: 25 метров до мишени размером в полметра, три патрона, 18 очков на «удовлетворительно». Т.е. даже троечник минимум два раза из трёх попадёт в противника на дуэли. Конечно, попасть можно только если руки не трясутся от переживаний.

Мишень №4, габаритный размер 50 см
Мишень №4, габаритный размер 50 см

В воспитании хладнокровия я и вижу единственный смысл дуэли. И ради этого один человек на дуэли гибнет? С прагматичной точки зрения: разве один хладнокровный офицер заменит двух?

В более давнее время, думаю, смысла было больше. Поединщики сражались холодным оружием. Раны от холодного оружия намного страшнее и вызовов на поединок было меньше, уверен. Меньше ещё и потому, что выход на поединок требовал не только хладнокровия, но и бОльших физических способностей. Вряд ли младший офицер, неуспешный в обучении шпаге/мечу, бросался бы вызовами на дуэль.

В любом случае, престиж офицерства дуэли не поднимают — по крайней мере в моих глазах. За что уважать человека, который участвует в убийстве сослуживца в мирное время?

Ответственность за свои поступки дуэлями не воспитаешь. Трудно воспитуемые окажутся в могиле. Может быть, кому-то легче на дуэль выйти, чем пить бросить, хотя пить/курить безответственно по отношению к будущим детям?

Про фильм
В начале фильма титры сообщают зрителю:

1904 год. В годы русско-японской войны, в канун революции 1905 года, была написана эта повесть.
Лучшие люди России, которым были близки интересы народа, дорога честь родины (sic!), поднимали свой голос протеста против законов и порядков, насаждаемых царским режимом.


Дальше диктор озвучивает купринское посвящение книги Горькому: «Всё смелое и буйное в моей повести принадлежит вам».

Эта вставка выглядела инородным телом. Во-первых, люди, которые говорят о чести Родины, не пишут Родину с маленькой буквы. Во-вторых, зачем перед картиной вешать табличку «На этой картине нарисовано то-то, художник хотел сказать то-то в осуждение того-то»? Что, советские люди не поняли бы, о чем фильм, повесть? В-третьих, уместно ли усугублять объяснение неуместной ссылкой на Горького?! Типа, вот какая была хорошая повесть, с посвящением, а вот как мы её сейчас испоганим.

Но нет, дальше фильм подобных вставок не содержит. Нормальный фильм. В нём, правда, не раскрыт тот момент из повести, что лучше всех была Пятая рота, в которой офицеры не крадут.

В повести/фильме действие происходит в 1896 году, через два года после узаконивания поединков. По указу, кто не принимает вызова на дуэль — тот исключается из действующей армии и идёт в запас. Это действительно можно считать насаждением отвратительного порядка. Только не только царский режим насаждает, но и общество принимает.

Увидел я, как скучно жило светское общество в то время. Хоть и танцуют танцы под живую музыку, да только Дела нет. Молодому подпоручику прийти и посидеть до полуночи в гостях у поручика с его женой считалось нормальным. Штаны просиживаются, время движется мимо.
Да, хорошо показаны женские уловки и мальчишеское простодушие. — Ты меня слушаешь?
— Нет, ты меня не понял. Иди ко мне!
— Нет, ты меня не понял. Иди ко мне!
Откровенно показан поцелуй в губы. Ох-хо, были ли в кинотеатрах дети?

Героев, которым хочется быть подобным, нет. Только в одном эпизоде вызвала уважение кричащая офицеру «Тебя никто не боится!». Все остальные как будто в чём-то запутались. У всех нет большого смысла в жизни. Показанные в фильме добрые дела сделал бы любой нормальный человек.

Главный герой-подпоручик ужасающе похож на мальчика (ужасно потому, что в погонах, с саблей и с двадцатью рядовыми за спиной).
Картинка с обложки к DVD-изданию фильма
Ему говорит поручик Назанский, что любовь это что-то животное. Он соглашается. Тут же Назанский говорит нет, любовь это что-то высокое, не всем доступное. Он и с этим соглашается, да ещё и восторженно так. Ну никакого самоуважения.

Назанский единственный вещает о чём-то похожем на смысл жизни. Правда, смутно — говорит о людях, которые рядом. Рядом были революционеры 1905 года? Читайте «Мать» Горького.

Что ж они так?
У меня есть предположение о том, почему офицерство стало хуже к этому 1896 году, хотя в годы Отечественной войны 1812 как часть армии дало прикурить всей Европе. В 1877–1878 годах была война с Турцией. Россия откликнулась на притеснение турками христиан (в частности, в Болгарии) тем, что в апреле 1877 объявила Турции войну. Россия в ходе успешной войны могла захватить Константинополь, Второй Рим, и стать всемирным христианским центром силы, вернув крест на купол Собора Святой Софии. Собор с 537 года, около тысячи лет был самым большим в христианском мире, но в 1453 году был превращён в мечеть (на купол водрузили полумесяц). Крест был бы символом того, что Россия возвращает христианство в его восточный центр, именуемый Вторым Римом.
Внутреннее убранство собора. Император Юстиниан стоит перед Христом с моделью храма Св. Софии в руках
Внутреннее убранство собора. Император Юстиниан стоит перед Христом с моделью храма Св. Софии в руках (источник)

Также Россия бы завладела проходом из Чёрного моря в Средиземное. Цель была большая, однако успешно разбившая турецкие войска русская армия была остановлена под Константинополем начавшимися мирными переговорами. Без большой цели (Москва — Третий Рим, наследница Константинополя) пошло разложение по всему обществу, в первую очередь по офицерству, представители которого могли уже видеть купола собора в полевые подзорные трубы.

Вывод
В общем, от противного увиденному в фильме, каждый советский хороший офицер — отец своим солдатам. Знает каждого не только по фамилии, но и по жизни. Является примером, так как имеет большую цель в жизни. И в сомнительные истории, заканчивающиеся дуэлями, не попадает. В них попадают от скуки, а при наличии большой цели скучать некогда. Пьянствовать, получать в морду и кидаться вызовом на дуэль уж точно.

Главное, что в фильме я для себя увидел, это такой совет (безотносительно того, что это совет избежать дуэли уходом в запас):
«Идите, идите! Главное — не бойтесь жизни! Она весёлая, занятная. Чудная эта штука, жизнь!»

Постскриптум
Смотрел я фильм в петербургской библиотеке-филиале МЦБС им. М.Ю. Лермонтова «Старая Коломна» по приглашению её заведующей через группу «За культурную столицу!». Кстати, ещё из этой же группы: В субботу (12.09.15), в библиотеке №1 Приморского р-на СПб с 14:00 состоится очередное заседание литературного клуба, к прочтению предлагается повесть "Дуэль" Чехова.
Tags: библиотека, г. Санкт-Петербург, фильм
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments