timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Родительское Всероссийское Сопротивление разработало антиювенальный законопроект

В конце мая РВС разработало проект федерального закона, который ограничит незаконные отбирания детей органами опеки. Проект был опубликован 29 мая в статье «Предложения РВС в области детства» по ссылке http://eot.su/node/15525 вместе с тезисами несостоявшегося выступления председателя РВС Марии Мамиконян на заседании Матвиенковского Координационного совета, см. пост «Концепция семейной политики будет обсуждаться дальше, до 2014 года». Вчера, 1 июня, был опубликован комментарий юриста к этому законопроекту — статья «Комментарий юриста к разработанному антиювенальному законопроекту» по ссылкам http://eot.su/node/15550, http://eot-su.livejournal.com/889855.html, http://vk.com/rvs_group?w=wall-50740698_7659. Законопроект ещё не представлен для внесения в Госдуму, это будет сделано в ближайшее время, в соответствии с уставом РВС. Сопротивление не только в форме «против законопроектов», теперь и в форме «За наш законопроект». Подробности ниже, все посты на эту тему в моём ЖЖ по метке Национальная детская стратегия.

Оригинал взят у pamir75 в Родительское Всероссийское Сопротивление разработало антиювенальный законопроект
Оригинал взят у eot_leningrad в Родительское Всероссийское Сопротивление разработало антиювенальный законопроект
Родительское Всероссийское Сопротивление ставит перед собой предельно конкретные цели и намерено добиваться их достижения всеми законными способами. Организация не ограничивает свою деятельность сбором подписей и проведением публичных мероприятий, так как одного этого не достаточно, чтобы переломить поистине чудовищную ситуацию, которая стремительно оформляется в самой чувствительной сфере – в сфере защиты семьи и детства. РВС создано для того, чтобы оказывать реальное противодействие внедрению ювенальных технологий. А поскольку эти технологии внедряются на законодательном уровне, то и одной из самых эффективных мер противодействия способны стать законодательные инициативы. Выдвижение таких инициатив прописано в Уставе РВС, и организация имеет на это не только человеческое, но и законное, юридически закреплённое право, что подтвердило Министерство Юстиции РФ, зарегистрировав Устав РВС со всеми его положениями.
законопроект
Сейчас все чаще говорят о гражданском обществе, о возможности народа самому решать, что ему благо. И это верно, с одним лишь дополнением: создать это гражданское общество могут лишь сами граждане.
У нас в руках – серьезный инструмент борьбы с катастрофой, всю тяжесть и дикость которой мы успели прочувствовать уже сейчас, на подготовительном этапе введения у нас ювенальных подходов. Отдельный вопрос – и он правомерен, более того, его необходимо задать организации, берущей на себя обязанность защищать интересы народа, – насколько мы компетентны в данной области, способны ли мы этот инструмент использовать. Важно подчеркнуть, что все предложения в области защиты семьи и ребенка, которые вносит РВС, - будь то социальные проекты или законодательные инициативы, - основываются на практическом опыте, который имеют члены организации, работающие по всей России и возвращающие отобранных детей в кровные семьи. В тесной связке здесь работают юристы, психологи, педагоги, врачи, социологи, журналисты и просто неравнодушные люди, перенимающие опыт друг друга, существующие в едином информационном и ценностном пространстве.
Экспертным может считаться лишь то мнение, в основе которого, помимо тщательного теоретического анализа, лежит реальный опыт и успешный подтвержденный результат. Наша работа – которую мы начали еще до создания РВС – позволила нам осознать надвигающуюся опасность со всей шокирующей отчетливостью: детей беспощадно вырывают из любящих семей, нанося страшную травму и маленькому человечку, и его безутешным родителям (отсюда – и сломанные судьбы, и самоубийства среди тех и других!). Это – не просто беспредел, это фашизм, и он способен показывать себя во всем цвете лишь при наличии законов, его поддерживающих. Именно поэтому мы разработали законопроект, который значительно ограничит возможность вторжения в семью и предотвратит ее необоснованное, насильственное разрушение.
Мы не считаем своё законотворческое начинание не подлежащим критике и доработке, и будем рады конструктивным предложениям. И мы готовы отстаивать и пояснять пункты законопроекта.

Дарья Алексеева,
РВС-Санкт-Петербург


***
Комментарий юриста к законопроекту

В настоящее время по постановлению органа исполнительной власти субъекта РФ, а зачастую и без оного, органы опеки по любым основаниям, на своё усмотрение забирают ребёнка из семьи. Ребёнок помещается немедленно либо в медицинское учреждение, либо в детский дом или приют.

Действительно, согласно действующему закону, родитель вправе обжаловать постановление органов исполнительной власти об изъятии ребёнка из семьи в течение 3 месяцев. Однако, при обращении в суд родитель встречается с многочисленными препятствиями:
1. Он должен собрать пакет документов, оправдывающих его от надуманных обвинений, должен доказать, что он хороший родитель.
2. Нередко запросы гражданина о выдаче документов из различных организаций и учреждений не исполняются, или исполняются слишком поздно.
3. У родителя, попавшего в поле зрения опеки, зачастую не бывает достаточного количества денег для оплаты гонорара адвокату.
4. Срок рассмотрения дела в суде об отмене постановления органов опеки (если родитель сможет-таки собрать документы и обратиться в суд), растягивается на неопределённое время, как и дела по искам органов опеки и попечительства о лишении родителя родительских прав, тогда как ребёнок всё это время продолжает находиться в детском учреждении, а некоторые передаются чужим людям - опекунам или патронатным воспитателям.


В результате, после вступления решения суда в законную силу, отменяющего постановление органов опеки об изъятии ребёнка из семьи или отказывающего органам опеки в лишении родителя родительских прав, ребёнок возвращается в семью с незаживающей душевной раной, а нередко и с набором вредных привычек.
В случае принятия предложенных изменений в Семейный и Гражданско-процессуальный кодекс РФ, картина изъятия и отобрания будет выглядеть следующим образом.
1. Ребёнок  может быть изъят из семьи только в случае угрозы его жизни и здоровья так же по постановлению органов опеки субъекта РФ, НО органы опеки обязаны поместить его в приоритетном порядке  временно в семью другого кровного родственника - бабушки, дедушки, братьев, сестёр, и др. родственников с их согласия, и ТОЛЬКО при отсутствии таковых -  в специализированное учреждение для детей. Передача ребёнка родственнику осуществляется на основании постановления органа опеки о признании конкретного родственника временным опекуном. При этом никакого сбора документов по личности близких родственников не предполагается.
2. В течение 48 часов органы опеки обязаны передать в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав (раз существует угроза для жизни и здоровья ребёнка, то решать нужно экстренно!) с ХОДАТАЙСТВОМ ОБ ОТОБРАНИИ ребёнка из семьи, которое (ходатайство) должно быть рассмотрено судьёй районного суда в течение 8 часов с момента регистрации искового заявления в суде.

То есть определяющим моментом в этом пункте является не обращение органов опеки в суд с иском о лишении родительских прав, так как нет никакой разницы родителю при отобранном ребёнке, когда именно органы опеки подадут такое заявление, через два или через семь дней (поскольку от этого усмотрения чиновников совершенно не решается судьба ребёнка: он вне зависимости от подачи искового заявления остаётся под надзором органов опеки).
В предложенном варианте к подаче органами опеки в суд искового заявления намертво привязывается их обязанность подать ходатайство об отобрании ребёнка. Главная цель - стадия рассмотрения ходатайства, в ходе которого будет определено, законно ли изъят ребёнок из семьи и достойны ли родители  отобрания у них ребёнка на будущее, до вынесения судом решения о лишении их родительских прав. В этом случае уже не родитель должен доказывать свою состоятельность и находить оправдывающие его документы (хотя это и не возбраняется процессом), а, наоборот, органы опеки обязаны доказать, что изъятие ребёнка из семьи было законным и родители нуждаются в отобрании у них этого ребёнка.
При этом родители освобождаются от обязанности добывать какие-либо доказательства при рассмотрении указанного ходатайства, кроме тех, которые, возможно, у них есть или они смогут оформить за два дня. Не путать эту стадию процесса – рассмотрение ходатайства об обеспечении иска – ст. 140 ГПК РФ, - с рассмотрением искового заявления о лишении родителей родительских прав, к которому родитель сможет подготовиться в ходе подготовки дела к слушанию – Глава 14 Гражданского процессуального кодекса. Родителям в обязательном порядке предоставляется адвокат, защищающий их интересы в суде по рассмотрению ходатайства.
Таким образом, вопрос о законности изъятия ребёнка из кровной семьи и пребывании ребёнка в семье временного опекуна по предложенному закону должен быть решён судом в течение 56 часов (48+8).


При отказе органам опеки в удовлетворении  ходатайства об отобрании ребёнка и признании изъятия из кровной семьи незаконным, постановление о назначении временного опекуна автоматически отменяется вынесенным определением суда. Определение в соответствии с ГПК должно быть исполнено немедленно, ребёнок должен быть возвращён родителям, и даже обжалование органами опеки указанного определения суда не приостанавливает решение суда в этой части.
Никакие другие  причины, такие как
«уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
злоупотребление своими родительскими правами» -
не являются основанием для экстренного изъятия ребёнка из семьи.

При принятии предложенных новым законопроектом изменений в СК РФ и ГПК РФ органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не смогут без указанного в законе основания немотивированно изымать ребёнка из постоянной (кровной) семьи и удерживать его неопределённое количество времени вдали от родителей или лиц, их заменяющих, злоупотребляя должностными полномочиями.


Виноградова Л.Н.,
Председатель суда в почётной отставке


Tags: Национальная детская стратегия, РВС, Родительское Всероссийское Сопротивление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments