timgud (timgud) wrote,
timgud
timgud

Позитивное возвращение в темп жизни мегаполиса

Поток людей на католическое рождество где-то в Европе
В одной американской песенке 1960-х от лица дикаря про блага цивилизации пелось: «Не хочу ярких огней, хочу остаться в Конго!» Желание понятно. Зимой в большом городе особенно хочется побыть вдали от его шума и суеты. Падает снег, сугробики на подоконниках искрятся, вечером дома тепло и уютно — но скоро выходить на улицу, в толпу спешащих на работу. Бр-р-р!

Вдвойне это ощущается как раз сейчас, после новогодних праздников. И втройне после возвращения в большой город из посёлка в Костромской области, где я провёл первые десять дней января.

Интересно вот что: из моего опыта, обычно негативное впечатление от мегаполиса объясняют только различием между его высоким темпом жизни и замедленностью отдыха в глубинке. Но есть ещё один фактор — глубина погружения в жизнь.

В первые десять дней января я не отдыхал, уйдя в отсыпание до полудня, а находился в достаточно жёстком графике учебного процесса. Т.е. темп жизни был высок, свободное время исчислялось десятками минут в день. Я с уверенностью скажу, что в плане времени условия были даже жёстче, чем при нахождении в Петербурге.

При этом, вернувшись в город я всё равно ощутил некоторый дискомфорт. Значит, дело не в том, что на отдыхе ты проводишь день в темпе ниже городского, а город тебя встречает необходимостью двигаться шустрее. Дело в том, что обычная жизнь в мегаполисе проходит с низкой сосредоточенностью, неглубоким погружением.

Глубокому погружению мешают отвлекающие факторы. В частности, реклама. Мы к ней, вездесущей, привыкли, но нельзя сказать, что она не имеет никакого влияния. Она очень агрессивна. Для сравнения (и успокоения) посмотрите на следующую картинку (по щелчку она откроется в полном размере)

Реклама товарищества резиновой мануфактуры, 1899 (будущий завод «Красный треугольник»)
Сразу и не скажешь, что это реклама. Это именно она, из позапрошлого века. Рекламируется петербургская мануфактура, выросшая в завод «Красный треугольник».

Разительное отличие! Одно дело мелкие пронырливые яркие рекламки сегодняшнего дня (даже на экране смартфона вылезают баннеры-чертёнки, сантиметр на сантиметр размером) — и совсем другое эта монументальная спокойная рекламища, похожая на архитектурный эскиз. Рекламу прошлого века интересно рассматривать, и вникание в детали занимает минуты. Современная же коротким слоганом за мгновение обращённого на неё внимания бъёт прямо в подсознание (есть такое чувство). Глубина погружения больше в первом случае.

Беря шире, я думаю, что погружение в жизнь в среднем тем выше, чем больше времени ты сосредоточен на чём-то одном, без отвлечения. Считаю поверхностность и отрывистость злом — и рад, что есть средство повышать сосредоточенность! Просто нужно при занятии каким-то делом не отвлекаться на другое, а сознательно заниматься им одним, глубоко. Сложно это, сейчас даже хорошую газету толком не почитать — зато какая это роскошь, когда ты это делаешь!

Насчёт нежелания выходить утром в толпу спешащих на работу людей, скажу так. Не отвлекаясь на интернет-заманухи (а это сложно, уже реклама появилась про интернет-зависимых), хорошо будет лечь спать пораньше, пораньше утром встать, для включения в ожидающий тебя высокий ритм мегаполиса сделать зарядку и, погрузившись в повторение любимых стихов или проработку книги, не обращая внимание на всяческие вирусы города, бодро проследовать туда, куда нужно. Спокойной вам ночи и доброго утра!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments